top of page

Социальный "Театр темных" представил в Самаре спектакль"Навахо наших дней"


Навахо наших дней

11 июня 2017 года уникальный для Самары "Театр темных" сыграл премьеру спектакля в формате Вербатим "Навахо наших дней". Спектакль поднимает гендерные вопросы и позволяет зрителям задуматься о гендерных стереотипах, которые есть у всех. Это первый в Самаре театральный проект, где участвуют ЛГБТИКА+ актёры и актрисы, и это первый их спектакль. С помощью Алины Фединой (студия танцев WHAT'S UP) удалось поставить замечательный общий танец в кульминации, за что ей огромное спасибо.


Предоставим слово режиссёрке, актёрам и актрисам Театра - каждый отзыв как маленький рассказ.


О постановке говорит режиссёрка спектакля, координаторка программы квир-культуры Самарского ЛГБТ-движения "Аверс" Евдокия Романова:


До сих пор определение социального театра остаётся спорным для русскоязычной аудитории. В своей диссертации ("Stigma towards HIV positive people in the El Paso community") я попыталась вывести это понятие, основываясь на изученной мною литературе по прикладному театру (анг. applied theater), театру угнетённых (порт. el teatro de oprimido), театру с общественностью (анг. community-based theater) и театру вербатим (анг. verbatim theater). Все эти театры в чём-то можно назвать социальными и главной своей целью они ставят работу с обществом.


Я начинала с режиссуры небольшой пьесы в организации, работающей с людьми с

инвалидностью. Мы с другими ребятами-волонтёрами играли пьесу, показывая, что инвалидность - это особенность, а не расстройство или недоразвитие. Чуть позже я присоединилась к группе молодых и активных людей, занимающихся театром с целью профилактики ВИЧ, ИППП, туберкулеза, социально-значимых заболеваний. Особенно запомнилась пьеса, где я играла девушку, получившую ВИЧ от любимого человека.

 

Пожалуй, социальный театр сделал меня активисткой за гражданские права, так как, играя какие-то роли, я развивала своё чувство эмпатии и понимание угнетения, как понятия.

 

Чуть позже, когда я писала диссертацию в городе Эль-Пасо, на границе Мексики с США, я изучала влияние театральных технологий на внутреннюю стигму латино и латина-людей, живущих со стигматизируемыми заболеваниями. Оказалось, театральные методы дают потрясающий эффект, способствуют повышению уровня самооценки, внутреннего состояния, видения себя в этом обществе. Теперь я живу в Самаре и мы, совместно с ребятами Темного Театра, разработали очень интересный конструкт: постановку, включающую в себя жизненные истории, и наши фантазии о мире, в котором мы хотели бы жить. Мире, где люди, подвергающиеся стигме, способны постоять за себя.


Евдокия Романова. Фото из ВК

Думаю, есть специфика постановок в ЛГБТ-организации. Во-первых, это уровень безопасности. При работе с ЛГБТ-коллективом для меня это наиважнейший критерий всех моих действий. Во-вторых, многие люди в нашем театральном коллективе не чувствуют комфорта, выступая перед широкими аудиториями нашего города, это очередной барьер, стоящий перед нами.




Евдокия Романова. Фото из социальных сетей.


ЛГБТ-сообщество в России более нацелено на правозащитную деятельность, нежели на социальную работу. Однако, на мой взгляд, они забывают о взаимосвязи этих составляющих и о том, что социальная работа как раз и способствует этому процессу придаче прав и возможностей, борьбы с внутренней стигмой, понимании глубинной специфики тем гендера и сексуальности. У принятия себя есть несколько стадий, чтобы перейти на стадию “прайда” нужно сначала принять себя и понять, что ты угнетенная группа. А это не всегда легко...но я верю в силу социального театра, как инструмента, способствующего внутреннему принятию себя, формирующему гордость за свой статус, а впоследствии - и борьбу за свои права.

Результат, которого мы достигли, был виден ещё до премьеры постановки. Ребята перестали опаздывать, появилось чувство постоянства, причастности к чему-то, сформировалась команда, работающая над общей целью, развилось чувство уважения к себе и другим участникам коллектива. Это, пожалуй, лишь малая часть, которую заметила я.




Ирина (32), исполнительница главной роли - Крис:


Я пришла в театральную труппу, потому что меня всегда привлекал театр. Изначально, правда, больше видела себя в роли сценариста, нежели главной героини. Но как-то так срослось) И получилось вроде даже ничего...) Самым интересным было освоение импровизации. Вначале, когда Дуня озвучила, что подробного сценария, слов не будет, а будет всё в импровизационном духе - я не представляла, как это вообще возможно?! Как играть??? А сейчас понимаю, что это гораздо легче зубрения написанных заранее диалогов. Всё, что нужно - лишь чувствовать партнера по сцене. И это, действительно, круто!


Сложным было, пожалуй, "устаканить" каманду. Первый месяц народ неохотно шёл на репеции, люди сменяли друг друга, не выказывали особого интереса...а потом, как по волшебству, все собрались, и у нас оказалась огромная инициативная труппа. И все мы такие разношерстные в ней) Но удивительно дружные и потрясающие)))

 

Каждый из нас рисовал своего героя сам, в том числе и я. Так вот, играя гендерно-неконформную Крис, я открыла в себе удивительную вещь - есть всё же и во мне квир-частичка) Хотя до постановки я всегда утверждала, что я до мозга костей 100% девочка. А есть ли вообще они, "стопроцентные"?

 

Социальный театр - удивительная вещь - она помогает чуточку приоткрыть глаза не только зрителям, но и самим участникам постановки. И очень хочется, чтоб и дальше развивалось это направление Аверса. И вместе с ним развивались мы, каждый из участников нашей "тёмной" труппы!



Блонди (18), исполнитель главной роли - Милан


Я присоединился, потому что почувствовал, что мне это интересно, что проделанная работа принесёт мне новые ощущения, и я не ошибся ;) Сами по себе все репетиции были интересные, на каждой мы делали что-то новое, что-то оттачивали... Что очень нравилось, так это то, что на каждой репетиции мы делали разные упражнения, и скороговорки, и "зип зап зоп", и погружение в себя и представление своего персонажа, и свободную импровизацию... Каждое из этих упражнений мне в какой-то степени помогло правильно создать свой персонаж и образ в целом.


Сложным для меня была сцена с танцами, не могу сказать почему точно, но скажу, что некоторые движения мне давались с трудом, но в поте лица я оттачивал их и с помощью моей подруги Иры (Крис) я смог преодолеть большинство трудностей, порой были трудные связки движений, которые я не понимал, но - опять же спасибо Ире - у меня они получались. Изменения во мне произошли в хорошую сторону, я получил больше опыта работы в команде, научился сосредотачиваться, стал менее рассеянным, хотя всегда летаю, так скажем, в облаках, а благодаря театру, я смог найти решение, поэтому теперь могу и летать, и делать так, как надо.

 

Открытие я сделал в людях. Если ты один, то тебе никто не поможет, ты всегда сам за себя, если же в команде, то помогут все или определенный человек, которого попросишь.

 

В себе я открыл способность ладить с людьми разных взглядов, принципов, мышления... И сейчас у меня легко получается общаться с любыми людьми, независимо от возраста.




Дарья Свит (21), исполнительница нескольких ролей: мамаша, танцор и воспитательница.

Закончив обучение в училище культуры, я пообещала себе больше никогда не играть на сцене. Так как наши репетиции проходили либо бесполезно, либо с нервотрёпкой. Но в один день я встретила пятерых знакомых, и все они были как-либо связаны с театром. Я подумала, что это знак, и пошла устраиваться на работу в театр, но работодатель слишком много критики навёл, хоть и хотел взять на работу, так что от этой идеи я отказалась. А одновременно с этим открылась труппа в Аверсе, и я решила прийти посмотреть, как и что там происходит.


Каждая репетиция традиционно начинается с передавания свечи. У участников есть возможность рассказать о своём настроении, поделиться произошедшим за последнее время, а ещё ответить на интересный вопрос, придуманный Дуней. Это постепенно всё больше сплачивает коллектив. Ну и конечно же сами репетиции сценок, всегда проходят весело и продуктивно! Сначала некоторые из упражнений кажутся сложными и делать их нет сильного желания, но через некоторое время ты вливаешься и тебе начинает всё это очень нравиться.

 

Благодаря участию в социальной постановке я поняла, что делать что-то для людей и потом слышать тёплую обратную связь - это лучшее, чем можно заняться.

 

Я переборола страх и неприязнь репетиций оставленные после бывшего учебного заведения. А также научилась лучше импровизировать, стала меньше стесняться и повысила уверенность в себе.



Лукавый (28), исполнитель ролей хулиганов

Я случайно попал на театральную репетицию. Мой парень на тот момент уже был одним из участников труппы и частым гостем в Аверсе, он убедил прийти меня посмотреть. До этого в Аверс приходил лишь раз. В процессе репетиции оказалось, что отсутствует один из участников и меня попросили его заменить. Игра получилась хорошей и мне был задан вопрос под конец "Хочешь ли ты продолжить играть эту роль?" Я согласился, так как меня заинтересовало участие.

Было интересно заниматься с режиссёром, работающим в театре. Интересно работать в команде с людьми, которым был интересен проект. И как-то сам не замечая, он стал и мне интересен. Сложностей особых не было. Немного не устраивало время репетиций, так как не все могли постоянно присутствовать и приходилось заменять друг друга. Ну и сложно было выступать на публике. Страх выступления перед публикой сковывал.

 

Я понял, что даже такой непрофессиональной игрой можно вызывать у людей эмоции и то, что твоя игра и игра труппы в целом, в таких вроде бы коротких сценах, может отразить реалии нашей жизни в обществе и тем самым тронуть каждого из смотрящих. Длительные овации тому подтверждение )))

 

Глобального чего-то не произошло. Но пересмотрел своё отношение к Аверсу в целом и людям, которые там задействованы, и к участвующим в мероприятиях, которые устраивают в комьюнити-центре.


Ганнер Райсод aka Иван Красвитин(26), исполнитель роли лектора.

Я всегда чувствовал себя коровой на льду, когда проводил время за обычными развлечениями в разных компаниях своих знакомых. Всегда бывал слишком вдумчив и все грубые и нетактичные шутки воспринимал всерьёз, почему и прослыл занудой.

 

Театр показался более замысловатым групповым занятием и не разочаровал меня. Для меня это место, где люди прежде всего серьёзно задумываются над тем, что их тревожит, а следом сталкиваются с языковым барьером, ведь им нужно передать свои мысли языком образов и символов.

 
Ганнер

Сильно огорчило, когда часть актёров, присоединившихся позже прочих, вдруг стала превращать содержательную постановку в плоскую комедию. Было ощущение, словно у меня воровали что-то моё, люди, у которых есть весь остальной мир абсолютно в духе их развлечений. Что в мой храм пришли развлекаться, как в кабак. Здесь же было самое приятное, когда среди прочих участников нашлись те, кому хотелось того же, что и мне. Чувствовать, что ты не одинок в своей тоске по общению от сердца к сердцу - прекрасно. Вообще сложно назвать что-то, что для меня приятнее ощущения солидарности.


Приятным, но очень медленным открытием стало вовлечение "смутьянов" в глубокие процессы создания и реализации постановки. Даже если они пришли когда-то просто потусить, они стали со временем задумываться и искать способы коммуникации.


Хотя я в целом очень давно склонен надеяться на лучшее в людях, иногда очень сложно вспомнить сразу об этой склонности. Особенно, когда тебе причиняют боль, превращая открытую душу в пошлый ширпотреб. Изменения, которые я наблюдал в актерах театра, напомнили мне, что хоть и редко, но люди способны приятно удивлять.


Светлана (42), исполнительница роли мамы Крис


Меня пригласила Дуня, было интересно принять участие в общем деле. Понравились задания на раскрепощение. Я была на одной репетиции, поэтому роль исполняла больше на импровизации. Роль мамы Крис - это роль традиционной ведической женщины.



Монстр (22), исполнитель роли кактуса.


Я участвовал во многих проектах "Аверса" и, когда прочитал объявление про соц. театр, то понял, что должен посетить его, хоть и не имел представления, в какой значимый для меня проект он перерастет. На репетициях мы могли реализовывать свои идеи, дополнять другие. Мне нравится то, что наш театр многогранен, и я вижу большие перспективы в этом. Мне не было сложно, для этого я выбрал сам себе роль кактуса. Спасибо моим коллегам, что не воспротивились этому и, по идее, он вполне колоритно вписался. Не понравилось то, что из за технического расположения не удалось сыграть, как было задумано и многие не поняли всей задумки. Но думаю, в будущем это удастся реализовать.

 

Я проникся к людям и понял, насколько сложно может быть каждому из нас в разный период жизни. И на нашем жизненном пути могут возникнуть проблемы, и мы можем столкнуться с дискриминацией. Я лично никогда не сталкивался, и истории моих друзей тронули меня.

 

Думаю, что научился понимать разных людей. Мы все разные, но сплотились и стали настоящей командой и благодаря импровизации научились понимать друг друга. Надеюсь, что мои колючки не сильно ранили актеров Темного театра.




Юля (20), исполняла роль ребёнка в сцене в детском саду и занималась монтированием видео, которое использовалось в спектакле.

Я пришла в театральную труппу, потому что хотела посмотреть, что получится из подобного рода инициативы, хотелось узнать, на что способны люди, с которыми я общаюсь. Оказалось, что все, кто участвовал в постановке, не лишены талантов. Они потрясающие люди, с горящими глазами и сердцами. И я уверена, что каждый способен показать еще множество историй через себя! О, репетиции - отдельный разговор! Безумно приятно и весело было делать упражнения на импровизацию, бороться с внутренними барьерами, из-за которых мы боимся выглядеть глупо на людях. Лично для меня сложной была игра "передай хлопок"

 

Я стала более уверенной в себе и сблизилась с очаровательными людьми. А что же делает нас лучше, как ни хорошие друзья?

 

Благодаря этой постановке, работе с труппой, я ещё глубже осознала то, какие мы разные, но в то же время похожи. Но вот что обидно - в себе я не заметила никаких значительных изменений. Однако, кто знает, может быть они заметны со стороны.



Лёха, исполнитель ролей хулиганов


Играть для меня – не ново, я часто где–то играю. В этом спектакле сначала неохота было, честно говоря, участвовать, потому что и учёба была, и проблемы, а потом влился. Я часто выступаю, у меня в учебном заведении чуть ли не ежемесячно выезжаю на разные городские, областные, региональные мероприятия. Военного типа, патриотического, иногда – ЗОЖ, праздники на дни учителя, например. Недавно я стал городским волонтёром. Я умею говорить с выражением, хорошо запоминаю тексты и стихи. Меня даже номинировали в конкурсе "Гордость нашего района" и я выиграл, стал гордостью своего района!


Я не открытый человек, я могу открываться своим близким друзьям, но в социуме я очень сильно скрываю свою ориентацию. У меня мама, например, до сих пор не знает, кто я. Я не знаю, какая будет реакция у моих родителей.


труппа Театра Темных

Я думал, что этот театр – публичный, да и сам по себе я не люблю скопления людей, не комфортно себя поначалу чувствую. Но в этом театре у меня всё пошло по–другому. Тут и весело, и задорно, и посмеялись, и поиграли, и тут я чувствую, что если у меня какие–то проблемы, я могу ненадолго забыться и отдаться искусству. Это была моя первая самодеятельность, в которой я лично решил принять участие, даже не боясь, что я могу стать раскрытым. Мне понравилось, я хочу и в дальнейшем продолжать заниматься этим. И Дуня молодец, она старается и так, чтобы всем было хорошо, и так, чтобы все поняли что–то. Она статусы не раскрывает, думает про безопасность. Я удивляюсь, как она везде всё успевает: и командировки, и репетиции. Она всегда в настроении, молодец.


Я выбрал играть хулигана, потому что в жизни мне этой хулиганистости не хватает. В жизни я тихоня, а тут – такая возможность! Я играл без проблем, я знаю, как всё обыгрывать, я хорошо запоминаю. Было сложно взаимодействовать с партнёрами,

Я впервые в таком спектакле, "темовском". После спектакля я новое узнал, я понял, где те люди, с которыми мне хорошо, с которыми я могу быть сам собой, не бояться ничего и мы очень хорошо сдружились.

 

Что я в себе я открыл… Да я вообще до Аверса думал по–другому. Наверное, мне мои друзья "замыли" мозг, что Аверс… ну, "туда не ходи, не стОит, да вас там обработают". Когда первый раз в позапрошлом году я пришёл на кинопоказ, а потом сидели общались, я подумал: а почему другие думают, что тут так плохо? Сам побываешь в Аверсе и наоборот – тут ты понимаешь, что это место, где тебя никто не упрекнёт, никто не скажет "ты такой– сякой", ты тут общаешься с такими как и ты, ни в чём не обделёнными.

 

Я открыл, что даже среди наших есть такие люди, которые мне как братья, как сёстры. Доброта есть везде и везде есть понимающие люди. И я ещё понял про рамки, про которые мне с детства мои родители говорили: "это должен делать мужчина, это должна делать женщина, это мужская работа, а это не мужская" и я сейчас задумался – а почему? ведь может быть по–другому.


В нашем спектакле, главный герой – Милан, он женственный. Я прям раньше ненавидел таких людей. А сейчас… У нас есть друг, он вообще–то "натурал", но он женственный, так вот сейчас я смотрю на него иначе – он живёт, он добивается, чего хочет. И внешность – не главное, главное – душа.



Алмаз, исполнитель ролей танцорки, девочки в красивом платье в сцене детского сада


Меня позвали один раз выйти на танец. Но в итоге я вышел не только на танец. Я заинтересовался театром! Было интересно со всеми общаться. Раскрываются способности людей) Всякие сценки с импровизацией) Очень интересно) Сложно было изначально влиться. Мне не нравится что мало костюмов. Но театр не так давно сформировался, и со временем у нас все будет!

В чём я изменился? Стараюсь не перебивать людей. И начать их слушать.


 

Немного из отзывов про спектакль Мы разработали для зрителей мини-опросники с пятью фразами. Предлагалось надорвать рядом с тем вариантом, который подходит. Можно было надрывать в нескольких местах.


Всего мы получили 39 таких анкеток(а зрителей было больше 60!), итого получилось 57 ответов: я узнал/а новое про гендерную идентичность - 24,6% я узнал/а новое про гендерные стереотипы - 24,6% я узнал/а новое про небинарных людей - 19,3% я не узнал/а ничего нового, но было интересно смотреть спектакль -28%


Радует, что семь из 39 отметили сразу три первых пункта, что они узнали новое и про стереотипы, и про гендерную идентичность, и про небинарных людей!

 

Сейчас труппа театра планирует гастроли в другие города. Если вы хотите, чтобы "Театр темных" приехал в ваш город и выступил на вашей площадке, вы можете написать в Аверс






Популярные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Подписывайтесь на нас
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Instagram Social Icon
bottom of page